Корреляция. Ее особенности и специфика использования

Белый список брокеров бинарных опционов опционов за 2020 год:

Метод моделирования и специфика его применения в психологии

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том. Читать ещё >

Метод моделирования и специфика его применения в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа

Метод моделирования и специфика его применения в психологии

психология педагогический моделирование Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного (а возможно, и всеобщего) характера. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику. Следовательно, для любой науки важно представлять и общие принципы моделирования, и частнонаучные особенности его использования.

Однако, несмотря на широкое применение моделирования в психологии, серьезного интереса к нему как исследовательскому методу не наблюдается. Моделирование применяется, но нет теории моделирования (подобной теории эксперимента, который, кстати, является частной реализацией моделирования). Проявляемая психологами активность в использовании моделирования не завершается построением целостной картины этого метода.

Наблюдаемый в настоящее время очередной всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию актуализирует эту проблему.

Рассматривается актуальность использования моделирования в психологии как метода общенаучного уровня. Раскрываются понятия «модель» и «моделирование» в контексте научных исследований в психологии. Анализируются особенности метода моделирования в социально-психологических исследованиях: использование наглядной, демонстрационной основы; получение новых знаний путем вывода по аналогии; установление отношений гомоморфизма или изоморфизма между моделью и оригиналом. Представлен вариант классификации видов моделирования в психологии, созданный на основе изучения используемых средств моделирования.

Актуальностью курсовой работы является описание метода моделирования в психологическом исследовании. Метод моделирования имеет огромное познавательное значение, его использовали Демокрит и Эпикур, Леонардо да Винчи. Широкое распространение в социальных науках он приобрел свыше ста лет назад.

Цель работы раскрыть сущность метода моделирования в психологическом исследовании.

Задачи курсовой работы — определить, что такое сущностные характеристики и функции метода, типология моделей и основные средства моделирования, а также преимущества и ограничения метода моделирования в психологии.

Объект исследования — эмпирические методы.

Предмет исследования — метод моделирования.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что метод моделирования способствует лучшему результату при исследовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при научном исследования для улучшения качества работы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Основной текст представлен на 31 страницах текста. Список литературы содержит 15 наименований источников.

1. Теоретический анализ литературы по проблеме использования метода моделирования в психологии

1.1 Общая характеристика эмпирических методов

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на «твердых (неопровержимых) данных». Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения / опровержения. Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность является основой условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов, на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

1.2 Понятия «модель» и «моделирование» в психологии

В современной науке понятие «модель» интерпретируется различным образом, и такая многозначность этого понятия затрудняет определение его особенностей и создание единой классификации моделей. Целесообразно рассмотреть основные интерпретации понятия «модель» в науке в целом и в психологии, в частности.

Термин «модель» (от лат. «modelium» — мера, образ, способ) употребляется для обозначения образа (прообраза) или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Как следствие, термин «модель» в контексте проблематики научных исследований используется для обозначения аналога какого-либо объекта, явления или системы, которые являются оригиналом при использовании метода моделирования. Под моделью понимается мысленно представленная или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая комплекс существенных свойств и способная замещать объект в процессе познания.

В соответствии с общенаучной интерпретацией этого термина, под моделью в психологии будем понимать естественное или искусственно созданное явление, предназначенное для изучения социальнопсихологических феноменов.

Термин «моделирование» используется для обозначения научного метода, заключающегося в осуществлении различных процедур, связанных с моделью (создание, преобразование, интерпретация), причем для его раскрытия употребляются такие категории, как «подражание», «воспроизведение», «аналогия», «отражение». Универсальной, полностью раскрывающей смысл данного понятия, по нашему мнению, является следующая формулировка. «Моделирование — опосредованное практическое и теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте».

В психологии из всего многообразия дефиниций термина «моделирование» можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся определения, максимально отображающие всю многогранность этого понятия. Во-первых, моделирование как форма познавательной деятельности, включающая мышление и воображение. Во-вторых, моделирование как метод познания объектов и явлений через их модели. В-третьих, моделирование как процесс непосредственного создания и усовершенствования каких-либо моделей.

Соответственно, в психологии под методом моделирования будем понимать опосредованное практическое и теоретическое исследование социально-психологического явления (предмета, процесса ) с помощью некоторой искусственно или естественно созданной системы (модели).

На основе анализа использования метода моделирования были выявлены его особенности как метода познания, в том числе и как метода познания социально-психологических явлений:

1) использование наглядной, демонстрационной основы;

2) получение новых знаний путем вывода по аналогии;

3) установление отношений гомоморфизма или изоморфизма между моделью и оригиналом.

Основные результаты анализа подходов к использованию метода моделирования в психологии могут быть представлены следующим образом.

Первой особенностью метода моделирования в психологии является наличие наглядной, демонстрационной основы. В моделях социально-психологических явлений используются для наглядности геометрические формы и графические схемы. Так, основой модели мотивации А. Маслоу является «пирамида потребностей», в модели когнитивного баланса межличностных отношений Р-О-Х, предложенной Ф. Хайдером для описания процессов перцепции и межличностных отношений, используется «треугольник межличностных отношений», а в моделях управления межличностными отношениями Г. Келли, Дж. Тибо используются «матрицы взаимозависимости».

Наглядной основой для моделирования когнитивных процессов служат когнитивные карты (в рамках общепсихологического подхода), которые в рамках общепсихологического подхода являются технологией работы субъектов с информацией и визуализируют образ пространственной организации внешнего мира. В психологии используется вариант когнитивных карт — «ментальные карты» как техника стимулирования группового творческого мышления и креативности.

Крайне полезный контент:  Прогноз для бинарных опционов Рубль и нефть в шаге от важнейших уровней

Другим вариантом когнитивной карты является граф, использующийся в различных направлениях социально-психологических исследований. Впервые теория графов для изучения объектов психологии была использована в школе К. Левина, в которой ключевая категория «динамическое поле» рассматривалась как целостная самоорганизующаяся система. Графы применяли для изучения структуры динамического поля через представление взаимоотношений между индивидами внутри группы и динамики их изменений. В дальнейшем теория графов использовалась социальными психологами при изучении межличностных отношений в малых группах посредством графического представления результатов исследований социометрии и референтометрии. В отечественной психологии графы используются в стратометрической концепции малых групп для представления структурных уровней межличностных отношений.

Второй особенностью метода моделирования в психологии является получение новых знаний о каком-либо объекте путем вывода по аналогии. Вывод по аналогии — логическая основа метода моделирования. Правомерность сделанного на таком основании вывода зависит от понимания исследователем характера аналогичных отношений, их значимости в моделируемой системе. Понимаемое в таком контексте моделирование связано с обобщением, абстрагированием исследователя от некоторых свойств прототипа. Однако при таком варианте восхождение к абстрактному неизбежно будет связано с упрощением и огрублением прототипа в некоторых отношениях, использующихся при его моделировании.

Одна из форм аналогии — метафора, которая была самой первой чувственнонаглядной основой метода моделирования. Так, Г. Морган использует при анализе различных типов организации научные метафоры «машины», «организма», «мозга» и «культуры» («бюрократическая организация как машина», «саморазвивающаяся организация как живая система», «самообучающаяся организация как мозг», «организация как культурная система»). Символический интеракционизм обращается к «драматургической» метафоре («театр как аналог жизни»). В частности, И. Гоффман, рассматривая социальноролевое взаимодействие людей в русле «драматургии», использует именно театральную терминологию.

Третьей особенностью метода моделирования в психологии является установление отношений изоморфизма и гомоморфизма между моделью и оригиналом.

Моделирование с установлением отношений изоморфизма и гомоморфизма — более редкий метод в психологии, поскольку его использование основано на применении математического аппарата.

Системы признаются изоморфными, если между их элементами, функциями, свойствами и отношениями существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие. Примером изоморфной модели является структура интегральной индивидуальности, разработанная для анализа характера взаимосвязей свойств различных уровней интегральной индивидуальности (в том числе ее социально-психологического и социально-исторического уровней). Психологами пермской школы неоднократно подтверждалось взаимооднозначное соответствие между моделью интегральной индивидуальности и результатами эмпирических исследований (https://referat.bookap.info, 7).

В психологии отношения изоморфизма между моделью и оригиналом можно обнаружить в тех исследованиях, в которых в той или иной форме представлены статистические распределения частот встречаемости некоторых социально-психологических феноменов. Так, вариативность характеристик социально-психологических свойств личности, исследуемых с помощью психодиагностических методик (CPI, 16PF, NEO FFI и др.), подчиняется законам нормального распределения. Средние по уровню выраженности показатели социально-психологических свойств личности встречаются наиболее часто, а минимальные и максимальные — значительно реже. На этом основана стандартизация психодиагностических методик. Однако могут встречаться и иные закономерности. В частности, в исследованиях динамики свойств личности и группы под воздействием кинопроизведений обнаруживается гиперболическое распределение частот проявляемых эффектов: после экспериментальных воздействий обнаруживается минимальное количество сильных, специфических для каждого художественного произведения эффектов воздействия и максимальное количество — слабых, неспецифических эффектов.

Гомоморфизм является более общим и слабым отношением между оригиналом и моделью, так как при этом не выполняется, как минимум, одно из трех условий: соответствие элементов, соответствие функций, взаимооднозначное соответствие свойств и отношений. Тем не менее, сохранение гомоморфных отношений считается достаточным для использования метода моделирования в психологии.

Отношения гомоморфизма между оригиналом и моделью можно обнаружить в исследовании эволюции художественных стилей и трендов развития художественной коммуникации. В частности, В. Петров постулирует принцип эволюции художественных стилей, что выражается в периодической смене приоритетности у публики аналитического и синтетического стилей и эстетических предпочтений данных стилей. Динамика изменения приоритетности художественных стилей носит неточный синусоидальный характер. Аналогично, гомоморфные отношения между оригиналом и моделью можно увидеть в исследовании трендов развития художественной коммуникации, проявляющиеся в постепенном наращивании (с постоянными флуктуациями) плотности информации в разных видах искусства с течением времени.

В целом, метод моделирования стал неотъемлемой частью научных исследований в психологии. Анализ специфики использования этого метода в психологии позволяет сделать вывод о том, что некоторые особенности его применения проявляются часто, а другие — реже. Наиболее частыми вариантами применения метода моделирования в социально-психологических исследованиях являются образное, наглядное представление новых концепций, установление отношений подобия с уже изученными феноменами, а также обобщенное представление результатов эмпирических исследований в тех сферах, где существует большое количество разнообразных подходов. Значительно реже в описании результатов социально-психологического исследования встречается установление отношений изоморфизма и гомоморфизма между моделью и оригиналом, так как для этого в процессе моделирования требуется использование математического аппарата и статистической обработки данных.

1.3 Классификация видов моделирования в психологии

В научной литературе предложены различные варианты классификаций видов моделирования, причем следует отметить отсутствие единой классификации в силу многозначности самого понятия «модель». Разнообразие классификаций обусловлено возможностью их проведения по различным основаниям: по характеру моделей, по способу моделирования, по характеру моделируемых объектов, по виду создаваемых моделей, по сферам их приложения и уровням моделирования

В психологии целесообразно проведение анализа возможностей и сфер применения одной из существующих классификаций видов моделирования, основанной на представлении о разнообразии используемых средств. Согласно этой классификации, моделирование подразделяется на два больших класса: материальное (субстанциональное) моделирование и идеальное моделирование.

Материальное (субстанциональное) моделирование основывается на материальной аналогии объекта и его модели. При построении данных моделей выделяют функциональные характеристики (пространственные, физические, поведенческие ) исследуемого объекта, а сам процесс исследования связан с непосредственным материальным воздействием на объект.

Соответственно, в материальных моделях социально-психологических явлений необходимо моделирование одного вида групповой деятельности посредством другого. К такому виду моделирования в психологии можно отнести разработанные психодраму и социодраму, которые включают проигрывание реальных ситуаций в терапевтических группах для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. К данному виду относится и моделирование реальной совместной деятельности через проигрывание ситуаций в социально-психологическом тренинге с помощью кибернометра, разработанное .

Идеальное моделирование основывается на мыслимой аналогии между объектом исследования и моделью и подразделяется на интуитивное моделирование и знаковое (формализованное) моделирование. Интуитивное моделирование заключается в отражении окружающего мира и основывается на интуитивном представлении об объекте исследования и создании мысленного образа. Данный вид моделирования применяется чаще всего в начале процесса познания объекта моделирования или для исследования объектов с очень сложными системными взаимосвязями.

В психологии обращение к интуитивному моделированию можно встретить в исследованиях процесса принятия групповых решений и в исследованиях практического интеллекта менеджеров. В организационной психологии к данному виду моделирования относится построение общего видения организации, создание модели будущего через антиципацию предстоящих событий или социально-психологических явлений.

Знаковое моделирование заключается в исследовании объекта и получении новых знаний путем логического или математического выводов из первоначального описания модели. Данный вид моделирования применяется в тех случаях, когда необходима строгая формализация имеющихся данных и при этом неприменима теория подобия. В процессе знакового моделирования используют схемы, графики, формулы, которые являются непосредственно моделями этого метода. Знаковое моделирование подразделяется на два вида в зависимости от способа моделирования и используемых средств: математическое моделирование и компьютерное моделирование.

Математическое моделирование является методом изучения реального объекта, процесса или системы через их замену математической моделью, которая выражает количественные и качественные характеристики с помощью математических терминов и уравнений. Данный метод моделирования применяется, когда по каким-либо причинам невозможно провести эксперимент. Некоторые социально-психологические процессы, например, принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, определяются исследователями полностью в математических терминах.

На основе анализа применения математического моделирования в социально-психологических исследованиях могут быть выделены четыре варианта наиболее распространенных математических моделей в психологии. Такие математические модели социально-психологических феноменов имеют различные математические основания: системы линейных или дифференциальных уравнений, аппарат теории вероятности, системы нелинейных уравнений; теория самоорганизации и синергетика.

В рамках данной классификации могут быть рассмотрены следующие модели социального поведения: модель социального поведения (или модель гонки вооружений), основанная на системе линейных уравнений; модель социального поведения, основанная на теории игр и аппарате теории вероятности; модель социального поведения Э. Даунса, основанная на системах нелинейных уравнений; модели описания нелинейных социально-психологических процессов, базирующиеся на теории самоорганизации сложных систем и синергетике. Далее представлен более подробный анализ применения метода моделирования для каждой из этих моделей.

Математическое моделирование, основанное на системе линейных уравнений. Как уже указано выше, к данному виду математического моделирования относится использование модели социального поведения («модель гонки вооружений»), которая учитывает действие трех факторов: наличие военной угрозы, бремени расходов и прошлых обид между двумя какими-либо государствами. Такая модель представляет класс динамических моделей, моделирующих развитие некоторого процесса во времени и обладающих способностью прогнозировать будущее. К концу семидесятых годов модель Ричардсона была неоднократно экспериментально подтверждена на разных вариантах гонки вооружений и оказалась наиболее эффективна в случаях краткосрочных прогнозов.

Математический аппарат на основе системы линейных уравнений используется, в частности, для прогнозирования активности менеджеров в инновационной деятельности и выявления оптимальных социально-психологических воздействий для повышения ее эффективности. На основе психологической диагностики моделируется ролевая активность менеджеров, значимая для введения инноваций.

Математическое моделирование, базирующееся на теории игр и математическом аппарате теории вероятности. Данный вид математического моделирования является наиболее распространенным в психологии и представляет собой системный подход, обеспечивающий понимание поведения игроков в ситуациях, когда их успехи и поражения взаимозависимы. «Игры» в рамках данной теории — это ситуации, в которых два или несколько участников делают выбор своих действий, и выигрыш или проигрыш каждого участника зависит от совместного выбора обоих (всех).

Теория игр прежде рассматривалась на материале одного из типов соревнования, которое было названо «игра с нулевой суммой». Условием этого типа игры является принцип «сколько один игрок выигрывает, столько же другой игрок проигрывает». Однако большая часть социально-психологических ситуаций являются вариантами игр с ненулевой суммой (или «кооперативных игр»), в которых оба игрока при определенных условиях могут оказаться в выигрыше. В политической психологии лучше всего из кооперативных игр изучена «дилемма заключенного». В психологии такая модель используется для контроля выполнения договоров, принятия решений и для определения оптимального поведения в ситуациях конкуренции с различным числом участников.

Математическое моделирование, основанное на системе нелинейных уравнений. К данному виду математического моделирования относится модель Э. Даунса, предназначенная для исследований явлений в политической психологии. Простейший вариант графического представления модели Э. Даунса представляет собой колоколообразную кривую в декартовой системе координат, выражающей идеологические позиции. Такая модель объясняет соотношение идеологических позиций кандидатов на всеобщих выборах и изменение их позиций в промежутке между первичными и повторными выборами.

Математическое моделирование, основанное на теории самоорганизации и синергетике. К данному виду математического моделирования относятся модели, предназначенные для исследования открытых нелинейных диссипативных систем, далеких от равновесия. Такими системами является большинство объектов, изучаемых психологией. Неравно-весность социально-психологических явлений заключается в их иррегулярном поведении, проявляющемся в спонтанной активности, в активном характере восприятия, в выборе цели индивидом или группой.

Системы, в которых происходит самоорганизация, являются сложными и обладают большим числом степеней свободы (возможных направлений развития). С течением времени в системе выделяются доминирующие варианты развития, к которым «подстраиваются» остальные. Развитие нелинейных систем многовариантно и необратимо. Для управления такой системой нужно воздействовать на нее в тот момент, когда она находится в состоянии предельной неустойчивости (именуемое точкой бифуркации). Таким образом, в качестве новых приоритетов современной картины мира синергетика вводит феномен неопределенности и многовариантности развития, идею возникновения порядка из хаоса.

В психологии примером моделей, основанных на теории самоорганизации, является «модель тюремных бунтов». На математическом аппарате теории самоорганизации основывается «модель выработки единого мнения» в исследовании организационного поведения и процессов принятия решений. К данному виду математического моделирования относится моделирование эффектов личностной динамики после художественных воздействий, в том числе исследующее максимально неустойчивые катастрофические состояния субъектов.

Компьютерное моделирование является методом исследования сложных систем и явлений с помощью использования их компьютерной модели. Данный метод реализуется в виде алгоритмов (строго сформулированных последовательных инструкций), применяемых для создания программных средств. Этот вид моделирования позволяет облегчить исследования сложных процессов и явлений с помощью больших систем уравнений, не поддающихся решению алгебраическими средствами.

В психологии компьютерное моделирование применяется при исследовании обширных социально-психологических процессов (например, массовое поведение, смена настроений масс) или при изучении ситуаций, сопряженных с обработкой большого количества информации (например, процессов обучения).

Представленный выше анализ видов моделирования, используемых в психологии, позволяет предложить и обосновать их классификацию на основе применяемых в процессе моделирования средств. Согласно этой классификации, наиболее распространенным видом моделирования в психологии является материальное моделирование, которое включено в процессы психологического и организационного консультирования, социально-психологических тренингов. В исследованиях политической психологии чаще используется математическое моделирование, поскольку оно позволяет реализовать социальный запрос на получение точного и достоверного прогноза. В целом, математическое и компьютерное моделирование в последние годы приобретает особую значимость в научных исследованиях социально-психологических явлений. Их использование дает возможность выбрать оптимальную и рациональную стратегию и тактику реализации исследовательских программ.

Эмпирические методы — это те методы, которые мы проводим с помощью органов чувств. Психологическое моделирование — создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса. Модель компактно и наглядно организует факты, предполагает взаимозависимость установленных фактов. Модель включает в себя явления, которые ожидаются с некоторой вероятностью. Она пригодна для дальнейшего планирования эксперимента. Модель позволяет привлечь к анализу количественные данные, построить объяснение с помощью каких-то новых переменных, увидеть объект под новым углом зрения. Обобщение экспериментальных данных позволяет предлагать и такие модели, которые отражают специфику неявных социально-психологических закономерностей; таковы, в частности, закономерности смыслового восприятия убеждающей речи в модели К. Ховленда и М. Шерифа.

При исследовании сложных объектов модель позволяет объединить разрозненные знания. С помощью модели можно выбрать наиболее рациональную стратегию и тактику реализации исследовательских программ. Оценка системы с длительными циклами развития с помощью модели происходит в более сжатые сроки. Все это позволяет снижать затраты материальных ресурсов для проведения экспериментов с моделями или делать выводы о невозможности таких экспериментов. На практике с помощью моделей обосновываются принимаемые решения, моделирование сопутствует прогнозированию, планированию и управлению.

2. Методологические рекомендации по применению метода моделирования в психологическом исследовании

2.1 Основные типы моделей

Единая классификация видов моделирования затруднена в силу многозначности понятия «модель» в науке. Ее можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (по средствам моделей), по характеру моделируемых объектов, по сферам их приложения и его уровням. В связи с этим любая классификация обречена на неполноту.

В зависимости от средств моделирования различают материальные и идеальные модели. Материальное (субстанциональное) моделирование основывается на материальной аналогии объекта и его модели. Для построения данного типа моделей необходимо выделить функциональные характеристики (геометрические, физические) исследуемого объекта. Процесс исследования связан с материальным воздействием на объект.

К материальным (субстанциальным) моделям социально-психологических явлений можно отнести те, которые моделируют один вид групповой деятельности посредством другого. Примером этого типа моделирования являются исследования на кибернометре, проводившиеся , проигрывание ситуаций в социально-психологическом тренинге. Например, в моделировании ситуаций в группах активного социально-психологического обучения субъектом является ведущий и группа используется как «материал» для построения и определения моделей. Субъектом может являться группа вместе с ведущим. Такое моделирование подразумевает включение в модель проявлений личности в целом, затрагивая аффективную, ценностную и неосознаваемую часть опыта человека. В итоге внутриличностный опыт участников переформулируется.

Также к субстанциональным моделям можно отнести социально-психологические эксперименты. Так, колония А. Макаренко являлась субстанциональной моделью организации и осуществления воспитательной работы с подростками.

Большой класс моделей представляют идеальные модели. Идеальное моделирование основано на мыслимой аналогии. Идеальное моделирование подразделяется на знаковое (формализованное) и интуитивное моделирование. Последнее применяется там, где процесс познания только начинается или системные взаимосвязи очень сложные. Жизненный опыт человека можно рассматривать как интуитивную модель межличностных отношений. Возможен вариант построения модели, при котором формальная структура выбирается на интуитивных основаниях.

Моделями знакового моделирования являются схемы, графики, чертежи, формулы. Важнейшим видом знакового моделирования является математическое моделирование. Не всякая знаковая система выступает в качестве модели, так как знаковая система лишь в том случае становится моделью, если она становится предметом исследования, если в ее пределах и ее средствами решаются задачи, решение и смысл которых лежат за пределами данной знаковой системы. Так, естественный язык может выступать в роли модели при изучении быта, культуры, экономических и социальных отношений; естественные языки выступают в роли моделей при исследовании закономерностей мышления, представляющего собой отражения объективного мира.

Существенным моментом создания любой знаковой модели является формализация. Всякая формализация сопровождается следующими процедурами:

1. Задается алфавит (конечный или бесконечный).

2. Задаются правила, порождающие из исходных знаков алфавита «слова», «формулы».

3. Формулируются правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словами и формулам (так называемые правила вывода).

4.В зависимости от характера и целей создаваемой модели могут формулироваться (но могут и не формулироваться) предложения, считающиеся исходными (аксиомы или постулаты). Как правило, формулируются не сами аксиомы данной знаковой системы, а схемы аксиом с соответствующими правилами подстановки.

Знаковые модели обладают некоторой самостоятельностью. В их пределах и их средствами зачастую ставятся и решаются задачи, реальный смысл которых может быть первоначально не ясен. В знаковых моделях теория подобия абсолютно не применима.

Крайне полезный контент:  Scam брокера бинарных опционов SpotFN, отзывы об Spot FN

Сегодня большая часть исследований по знаковым моделям ведется в русле логико-математических. В этих моделях природа прототипа и модели уже не играет никакой роли. В этих моделях важны чисто логические и математические свойства. Описание модели в этом случае не отделимо от самой модели. Возможность экспериментирования отсутствует и заменяется выводом. Новые знания получаются путем логического и математического выводов из первоначального описания модели. Математическое моделирование в социальной психологии не ограничивается операциями количественными, оно может иметь дело также и с качественными характеристиками. Некоторые социально-психологические процессы — такие, как принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, могут быть определены полностью в математических терминах. В подобных случаях математические модели являются средством изучения логических следствий из наблюдаемых правил.

В случае сложных систем, когда неясно количественное выражение множества целевых функций, используются имитационные модели. Имитационное моделирование применяется для анализа поведения системы, здесь не исследуются фундаментальные законы динамики системы. При этом функционирование сложной системы представляется в виде определенного алгоритма, который реализуется на ЭВМ.

Возможен вариант построения модели, при котором формальная структура выбирается на интуитивных основаниях. Принятая формальная модель может подсказать нам общее структурное представление об изучаемой системе. В этом случае осознание и вербализация концепции следуют за уже готовой ее математической формой. Множество возможных абстрактных структур заведомо меньше множества их конкретных интерпретаций.

Математические и компьютерные модели. Примером математической модели социального поведения может служить модель Льюиса Ф. Ричардсона, или модель гонки вооружений. Рассмотрим ее для иллюстрации компактности, трансформируемости и эффективности математических моделей. Эта модель учитывает действие всего лишь трех факторов: а) государство Х ощущает наличие военной угрозы со стороны государства Y, точно такая же логика действует со стороны государства Y; б) бремя расходов; в) прошлые обиды.

Хt +1 = kYt — aXt + g

Yt+1 = mXt — bYt + h

Xt и Yt — величины уровней вооружения в момент времени t

Коэффициенты k, m, a, b — являются положительными величинами, а g и h — положительными или отрицательными в зависимости от того, насколько в целом враждебно или дружественно настроены государства.

Величина угрозы отражена в членах kYt и mXt, поскольку, чем больше эти числа, тем больше количество вооружений у противной стороны.

Величина расходов отражена в членах aXt и mYt, поскольку за счет этих членов снижается уровень вооружений в следующем году.

Константы g и h отражают величину прошлой обиды, которая в рамках данной модели считается неизменной.

К концу семидесятых годов модель была испробована уже сотни раз на самых разных вариантах гонки вооружений. Модель Ричардсона в целом эффективна в случаях краткосрочных прогнозов; характера гонки вооружений и, следовательно, прогнозирования войн, так как почти всем современным войнам предшествует нестабильная гонка вооружений.

Модель Ричардсона — это только один из представителей большого класса динамических моделей, таких, которые моделируют развитие некоторого процесса во времени. Многие из таких моделей реализуются в виде дифференциальных уравнений, а многие заимствуют математический аппарат из моделей демографического роста и других биологических процессов (8, 12, 14).

Одна из наиболее развитых областей математического моделирования социального поведения называется теорией игр. «Игры» в рамках данной теории — это ситуации, в которых два или более участника делают выбор в отношении своих действий, и выигрыш каждого участника зависит от совместного выбора обоих (всех). Игры, изучаемые теорией игр, обычно более формализованы, чем традиционные, и вознаграждения в них представляют собой не просто выигрыш или проигрыш, а нечто боле сложное, но принцип соревнования здесь и там один и тот же.

Теория игр вначале рассматривалась на материале одного из типов соревнования, которое носит название игры с нулевой суммой. Условие этого типа игры: сколько один игрок выигрывает, столько же другой проигрывает. К этой категории принадлежит большая часть обычных игр. Однако большая часть социально-психологических ситуаций являются играми с ненулевой суммой, или кооперативными, когда оба игрока при определенных условиях могут оказаться в выигрыше (то есть тот факт, что один из игроков выиграл вовсе не означает тот факт, что другой столько же проиграл). Из кооперативных игр лучше всего изучена игра «дилемма заключенного». Эта модель может применяться для обоюдного контроля выполнения деловых контрактов, принятие решений о начале активных действий (забастовки, коллективные сговоры). В реальной действительности игроки чаще выбирают сотрудничество, несмотря на все факторы, подталкивающие их к обману.

Третьим примером математических моделей, которые очень хорошо известны, является модель Даунса. Модель позволяет объяснить, почему кандидаты на всеобщих выборах не занимают совпадающие позиции и почему кандидаты часто меняют свои идеологические позиции в промежутке между первичными и повторными выборами. Простейший вариант модели Даунса представляет собой колоколообразную кривую, проходящую вдоль единой фиксированной идеологической оси.

Кроме рассмотренных моделей, к математическим моделям относятся модели ожидаемой полезности. Они эффективны при решении вопросов, какие меры следует предпринять (прескриптивные модели), но предсказать действительное поведение людей (дескриптивные модели) они не могут. К этим моделям близки модели оптимизации, которые по большей части были заимствованы из экономической науки и инженерного дела. Эти модели полезны для определения оптимального поведения, например когда в качестве соперника выступает непредсказуемое будущее, в ситуациях конкуренции с малым числом участников, а кроме того в условиях конкуренции, когда обстановка определяется большим числом участников (8). Математическое описание колебательных процессов вызывает интерес в связи с изучением мотивации, модели формирования общественного мнения описывают с помощью кинетических уравнений. Статические задачи как правило записываются в виде алгебраических выражений, динамические — в виде дифференциальных и конечноразностных уравнений.

Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилович Александр Александрович

В статье представлено исследование особенностей темперамента и психических состояний у спортсменов различных специализаций. Результаты позволяют утверждать, что спортсмены специализаций «Спортивные единоборства», «Плавание» и «Спортивная аэробика», у которых доминирующими являются черты холерического, сангвинического и флегматического темперамента , характеризуются взаимосвязью между выраженностью свойств темперамента и склонностью к определенным психическим состояниям , а также взаимосвязью между психическими состояниями .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаврилович Александр Александрович

Temperament features and specifics ofthe mental condition of the athletes with various specializations

The article studies temperament features and specifics of the mental condition of the athletes with various specializations. The undertaken research shows, that the athletes with specialization in sport combat, swimming and sport aerobics, who have dominating features of choleric, sanguine, and phlegmatic temperaments are described by specific display of the mental states, such as: correlation between the ev >temperament features and inclination towards particular mental conditions , as well as the correlation between the mental states.

Текст научной работы на тему «Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций»

Гаврилович Александр Александрович

старший преподаватель кафедры психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина dom-hors@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

В статье представлено исследование особенностей темперамента и психических состояний у спортсменов различных специализаций. Результаты позволяют утверждать, что спортсмены специализаций «Спортивные единоборства», «Плавание» и «Спортивная аэробика», у которых доминирующими являются черты холерического, сангвинического и флегматического темперамента, характеризуются взаимосвязью между выраженностью свойств темперамента и склонностью к определенным психическим состояниям, а также взаимосвязью между психическими состояниями.

темперамент, психические состояния,

спортивная деятельность, спортсмен,

Gavrilovich Alexander Alexandrovich

Senior Lecturer of the Developmental Psychology Department, Brest State University dom-hors@mail.ru

TEMPERAMENT FEATURES AND SPECIFICS OF THE MENTAL CONDITION OF THE ATHLETES WITH VARIOUS SPECIALIZATIONS

The article studies temperament features and specifics of the mental condition of the athletes with various specializations. The undertaken research shows, that the athletes with specialization in sport combat, swimming and sport aerobics, who have dominating features of choleric, sanguine, and phlegmatic temperaments are described by specific display of the mental states, such as: correlation between the evidence of the temperament features and inclination towards particular mental conditions, as well as the correlation between the mental states.

temperament, mental conditions, sport activities, athlete, sport specializations.

Спорт высших достижений сегодня находится на таком уровне развития, на котором физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов примерно одинакова. Современный спорт в отличие от спорта вчерашнего все более и более из борьбы мускулов превращается в борьбу умов и нервов. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. В связи с этим использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности спортсмена, и прежде всего особенностей темперамента как биологического фундамента личности, представляется актуальным для дальнейшего прогрессивного развития спортивной практики.

Анализ работ З.И. Бирюковой, Б.А. Вяткина, Е.П. Ильина, Л.Ф. Егупова, А.П. Кашина, В.П. Мерлинкина, А.В. Родионова, О.А. Сиротина, Б.В. Суслова и других исследователей дает определенное представление о разработке различных аспектов проблемы проявления особенностей нервной системы и темперамента в легкой атлетике, спортивных играх, некоторых других видах спорта [1, а 115]. Вместе с тем, на наш взгляд, динамическая характеристика психической деятельности спортсменов в сфере единоборств, плавания и спортивной аэробики изучена недостаточно. Кроме того, в дополнительных исследованиях нуждаются и проявления психических состояний у спортсменов данных видов спорта.

Таким образом, наша работа направлена на изучение особенностей темперамента и специфики проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций.

В организованном нами исследовании, которое осуществлялось на базе факультета физического воспитания УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», применялись методика диагностики психологических особенностей темперамента А. Белова, методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест) Е.П. Ильина, методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Выборку составили 90 студентов факультета физического воспитания 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения, разделенные на три группы в количестве 30 человек по признаку спортивной специализации: группа А -«Спортивные единоборства»; группа Б — «Плавание»; группа В — «Спортивная аэробика».

1. Результаты исследования психологических особенностей темперамента и диагностики психических состояний у спортсменов свидетельствуют:

а) в трех группах участвующих в исследовании спортсменов явно преобладает сильный тип высшей нервной деятельности (по результатам методики диагностики психологических особенностей темперамента (по А. Белову)). Так, у спортсменов группы А («Спортивные единоборства») среднее значение количества положительных ответов в «паспорте» темперамента холерического типа составляет 12,6; сангвинического типа -12,9; флегматического — 10,4 и меланхолического типа — 6,2. Это свидетельствует о том, что спортсменам данной группы наиболее присущи черты холерического и сангвинического типов темперамента, определяемые сильным типом нервной деятельности.

У спортсменов группы Б («Плавание») среднее значение количества положительных ответов в «паспорте» темперамента холерического типа составляет 10,7, сангвинического — 12,0, флегматического — 10,7, а меланхолического — 6,3. Суммируя показатели холерического типа темперамента с сангвиническим и флегматическим типами, характерными для сильного типа нервной деятельности, и сравнивая их с показателями меланхолического типа темперамента, можно сделать вывод о том, что в этой группе испытуемых преобладает сильный тип нервной деятельности.

У спортсменов группы В («Спортивная аэробика») среднее значение количества положительных ответов в «паспорте» темперамента холерического типа составляет 12,4, сангвинического — 12,7, флегматического — 9,1 и меланхолического — 6,9. Таким образом, в третьей группе испытуемых так же, как и в первой, преобладают черты холерического и сангвинического типов темперамента, характерные для сильного типа нервной деятельности.

Выявленные закономерности подтверждаются и результатами проведения теппинг-теста Е.П. Ильина, на основе которых нами были составлены графики динамики максимального темпа ведущей руки, характерные для групп спортсменов различных специализаций, участвующих в исследовании. Все три графика имеют кривую выпуклого типа, что также свидетельствует о доминировании сильного типа высшей нервной деятельности у спортсменов трех специализаций: «Спортивные единоборства», «Плавание», «Спортивная аэробика»;

б) сравнивая показатели степени выраженности проявления психических состояний между группами спортивных специализаций, полученные в результате статистической обработки данных по методике Г. Айзенка, следует отметить, что более тревожными являются спортсмены группы А (34,6 %), менее — спортсмены группы Б (33,8 %) и наименее тревожными оказались спортсмены группы В (31,9 %).

Показатели фрустрации говорят о том, что данное психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, отчаяние и др., отчетливее выражено у спортсменов

группы Б (37,8 %), менее — у спортсменов группы В (31,9 %), а наименее — у спортсменов группы А (30,3 %).

Обращая внимание на показатели агрессивности как отрицательной эмоции, направленной на соперника и сопровождающейся обостренной враждебностью, а также выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта, нельзя не отметить, что данное психическое состояние ярко выражено у спортсменов группы А (42,7 %), вторыми по выраженности агрессивности являются спортсмены группы Б (30,9 %), у спортсменов группы В агрессивность выражена менее всего (26,4 %).

Показатели ригидности, то есть затрудненности, вплоть до полной неспособности, в изменении мыслимой программы деятельности спортсмена в условиях, объективно требующих перестройки, позволяют нам сделать вывод о том, что данное психическое состояние более выражено у спортсменов группы Б (40,0 %), менее — у спортсменов группы А (35,2 %), заметно менее — у спортсменов группы В (24,8 %).

2. В результате корреляционного анализа, проведенного с помощью статистической программы SPSS (V. 13), были выделены специфические для разных групп (специализаций) спортсменов взаимосвязи между выраженностью свойств темперамента и склонностью к определенным психическим состояниям, а также взаимосвязи между психическими состояниями.

Для группы спортсменов специализации «Спортивные единоборства»:

— значимая положительная корреляция между выраженностью холерического темперамента и склонностью к агрессивности (г = 0,523, при p

Понятие и особенности рынка недвижимости

Тема 2.1. Рынок недвижимости, его специфика и структура

Рынок недвижимости, как относительно новая социально-экономическая реальность, с его особенностями и закономерностями, стал предметом изучения и научных дискуссий ведущих представителей национальной научной школы.

«Рынок недвижимости — это определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между различными конкурирующими вариантами землепользования» .

Однако более полным будет определение рынка недвижимости, представляющего комплекс отношений, связанных как с созданием новых объектов недвижимости, так и с эксплуатацией уже существующих.

«Рынок недвижимости — это взаимосвязанная система рыночных механизмов, обеспечивающих создание, передачу, эксплуатацию и финансирование объектов недвижимости».

Рынок недвижимости представляет собой совокупность региональных, локальных рынков, существенно отличающихся друг от друга по уровню цен, уровню риска, эффективности инвестиций в недвижимость и т.д.

Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, т.к. рынок труда, рынок капитала, рынок товаров и услуг и т.д. для своего существованиядолжны иметь или арендовать для своей деятельности необходимые им помещения.

Российский рынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуется неравномерным развитием своих сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной активностью граждан и юридических лиц. Вместе с тем этот рынок представляет собой перспективную сферу вложения капитала.

Посредством рыночного механизма и государственного регулирования рынок недвижимости обеспечивает:

— создание новых объектов недвижимости;

— передачу прав на недвижимость;

— установление равновесных цен на объекты недвижимости;

— эксплуатацию (управление) объекта недвижимости;

— распределение пространства между конкурирующими вариантами землепользования;

— инвестирование в недвижимость,

выполняя при этом следующие операции, осуществляемые с недвижимым имуществом:

со сменой собственника: куплю-продажу объектов недвижимости; наследование; дарение; мену; обеспечение исполнения обязательств (например, реализация заложенных или арестованных объектов недвижимости);

с частичным или полным изменением состава собственников: приватизацию; национализацию; изменение состава собственников, в том числе с разделом имущества; внесение в уставный капитал; банкротство (ликвидация) хозяйствующих субъектов (с удовлетворением требований кредиторов, в том числе за счет реализации имущества собственников);

без смены собственника: инвестирование в недвижимость; развитие недвижимости (расширение, новое строительство, реконструкция) ; изменения направления использования, названия торговой марки, юридического адреса и др.; управление, эксплуатация; залог; аренду; передачу в хозяйственное ведение или оперативное управление, в безвозмездное пользование; регулярно получаемый доход от владения недвижимостью, не требующий от получателя предпринимательской деятельности; ренту; пожизненное содержание с иждивением; передачу в доверительное управление; введение (снятие) сервитутов и иных обременении; страхование различных форм и различных операций, в том числе при кредитовании развития недвижимости.

Все эти операции в условиях рыночной экономики осуществляются с использованием рыночных механизмов, а потому они составляют рынок недвижимости.

Рынок недвижимости как составная часть рыночного пространства обладает «классическими условиями» — экономическими спадами и подъемами (рис. 4).

Рынок недвижимости обладает многочисленными особенностями:

Циклы в развитии рынка недвижимости не совпадают во времени с циклами в других отраслях экономики. Спад на рынке недвижимости предшествует спаду экономики в целом и соответственно подъем на рынке недвижимости наступает раньше, чем в экономике.

— высокой степенью регулирующего государственного воздействия;

— наличием стоимостной оценки объекта недвижимости и возрастанием ее с течением времени;

— высоким уровнем трансакционных издержек.

Эти особенности дают основание характеризовать данный рынок как специфический сектор экономики.

Важнейшей особенностью рынка недвижимости является ограниченное число продавцов и покупателей объектов недвижимости. Вследствие высокой рыночной стоимости на объекты недвижимости емкость рынка может быть чрезвычайно высокой.

Рис. 4. Цикличность развития рынка недвижимости:

1 — спад на рынке недвижимости наблюдается при перенасыщении построенных зданий, когда количество незанятых строений стремительно увеличивается и собственнику объекта недвижимости сложно его продать, цены снижаются. Это рынок покупателя; 2 — поглощение созданных объектов недвижимости наступает после возрастания спроса на построенные объекты и характеризуется практическим отсутствием предложения новых объектов. Этот цикл определяется ростом прединвестиционных исследований по созданию новых объектов недвижимости; 3 — новое строительство достигает апогея в результате повышения спроса на вновь созданные объекты и характеризуется ростом цен на объекты строительства. Это рынок продавца; 4 — насыщение рынка недвижимости наступает, когда создается излишек строительных мощностей и перепроизводство строительной продукции, а строительная деятельность сокращается. Рост продаж объектов недвижимости в этот период сокращается.

Крайне полезный контент:  Grand Capital - брокер бинарных опционов, отзывы реальных трейдеров

Еще одной особенностью рассматриваемого рынка является характер потребительского спроса.

Спрос на объекты недвижимости индивидуализирован и не взаимозаменяем, что затрудняет процесс достижения рыночной сбалансированности и пропорциональности. Величина спроса как и предложения на объекты недвижимости во многом определяется географическим (местонахождение объекта на территории города, области) и историческим (дома разного периода постройки) факторами; состоянием инфраструктуры в районе объекта недвижимости (наличие подъездных путей, дорог, метро и других видов транспортной магистрали, предприятий торговли и бытового обслуживания, парков, других мест массового отдыха и т.д.).

Одной из важнейших особенностей объектов недвижимости является необходимость постоянного выполнения регламентирующих функций.

Независимо от функционального назначения объекта он постоянно нуждается в проведении ряда управленческих процедур: коммунальном обслуживании жилых и нежилых помещений, текущем ремонте и технической эксплуатации, охране, поиске и деловых контактах с арендаторами, контроле за поступлением платежей и др. Качество управления объектами недвижимости составляет значительную часть его функциональных характеристик и оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность объектов и цену их потребления.

К особенностям рынка недвижимости можно отнести сложный симбиоз преимуществ и недостатков с точки зрения целесообразности предпринимательской и коммерческой деятельности.

• возможность получения большей прибыли (чем на других рынках) за весь период эксплуатации объектов недвижимости;

• достаточная устойчивость потребительского спроса;

» меньшая подверженность колебаниям экономических циклов;

• наличие определенной защиты от внезапных изменений рыночной конъюнктуры ввиду долгосрочного характера аренды и длительного срока строительства конкурирующих объектов.

К недостаткам можно отнести:

• информация на рынке не столь открыта, как, например, на рынке товаров, что затрудняет процесс обоснования для объема и характера инвестиций;

• отсутствие законодательной базы в отношении обязательной публикации информации о сделках на рынке недвижимости;

• необходимость использования информации о сделках, совершаемых на рынке недвижимости;

• «жесткая» зависимость от внешних условий градостроительного регулирования, возможностей строительного комплекса и специфики потребительского спроса;

• издержки сделок (необходимость проверки юридической чистоты объекта недвижимости, а также затраты на техническую документацию и регистрацию) значительны, если не сказать высокие.

Остановимся подробнее на последней особенности рынка недвижимости – его несовершенстве.

Вкладывая свои ресурсы, участники экономических отношений получают результаты, которые в значительной степени зависят от того, каким образом рынок определяет ценность данных результатов. Ценовой механизм является экономическим механизмом повышения благосостояния общества и обеспечивает достижение экономически эффективного распределения его ограниченных ресурсов. Одним из основных условий полноценного функционирования ценового механизма является наличие совершенного конкурентного рынка. Напомним, что совершенный конкурентный рынок предполагает, что:

— покупатели и продавцы должны иметь точную информацию о ценах;

— продукт на рынке должен быть однородным;

— на рынке должна существовать совершенная мобильность, то есть покупатели и продавцы должны иметь возможность и быть готовы к перемещению для совершения покупки точно так же, как и товары должны быть перемещаемы;

— продавцов и покупателей на рынке должно быть так много, что ни один из них не мог бы влиять на рыночную цену;

— спрос и предложение эластичны по цене;

— издержки сделок низки по сравнению со стоимостью товара.

Любые отклонения от вышеприведенных условий снижают эффективность распределения ресурсов через ценовой механизм. Рассмотрим, в какой степени соответствуют характеристики рынка недвижимости условиям совершенного конкурентного рынка.

Точная информация о ценах.Так как рынок недвижимости не является централизованным, как, например, рынок ценных бумаг, сделки и цены сделок не становятся моментально доступными сразу всем участникам рынка. Одна из специфических особенностей рынка недвижимости состоит в дефицитности и адекватности рыночной информации, что обусловлено, главным образом, географическим разделением рынка с локализацией спроса и предложения, нерегулярным получением информации продавцами и покупателями по мере потребности в ней. Здесь трудно получить сведения о ценах фактически состоявшихся сделок, их содержании.

Полностью нельзя решить проблему недостатка информации, даже покупая услуги профессиональных консультантов, так как особые индивидуальные характеристики каждого объекта затрудняют точную классификацию. Хотя и существуют условные идентификационные категории объектов, например многоэтажные дома, офисы, склады – в каждой категории индивидуальные объекты имеют только им присущие характеристики, не говоря уже о том, что некоторые позиции сделок являются коммерческой тайной. Большая разнородность характеристик даже опытному профессионалу не позволяет в полной степени, абсолютно точно и однозначно оценить достоинства и недостатки объектов недвижимости. Именно поэтому любая оценка всегда носит элемент субъективности, а достоверность и обоснованность ее определяется, в основном уровнем профессиональной квалификации оценщика-аналитика. Наиболее эффективным способом максимально устранить дефицит рыночной информации является организация коммерческих профессиональных информационно-аналитических служб, которые на регулярной основе производят сбор, тщательный анализ, оперативное распространение рыночной информации.

Таким образом, рынок недвижимости даже при определенных финансовых затратах в принципе не может достичь полного соответствия требованию совершенного рынка о свободном доступе к полной рыночной информации.

Однородность продукта.Сложность и многообразие прав в совокупности с уникальными физическими характеристиками каждого объекта являются одной из главных причин несовершенства рынка недвижимости. Некоторые ценообразующие характеристики объекта, такие как тип здания, возраст, размеры, общее состояние и условия аренды могут быть известны. Но детали конструктивных особенностей, особенности конкретных интересов и местоположения, которые, в конечном счете, и будут определять ценовой уровень, могут быть выявлены и проанализированы только профессиональным оценщиком. Недвижимость может обладать различными физическими потребительскими свойствами: материалом изготовления, степенью новизны, архитектурным стилем, внутренней планировкой, отделкой, сроком службы и др. Даже при совпадении внешних и эксплуатационных свойств недвижимость может различаться местоположением к подъездным путям, предприятиям инфраструктуры, экологической особенностью региона и т. д. Для жилой недвижимости важен вид из окна (во двор, на улицу, на соседний дом), близость к центру, месту работы и т. д.

Мобильность продуктов.Данному критерию рынок недвижимости не соответствует уже в силу классического определения недвижимости.

Большое количество продавцов и покупателей.Многообразие характеристик недвижимости, в особенности местоположение, в совокупности с отсутствием на местном рынке аналогичной недвижимости-заменителя дает отдельным продавцам элемент монопольного положения на рынке. Ограничено количество продавцов недвижимости, находящейся в экологически чистых и центральных районах, объектов с высокими потребительскими свойствами, новых объектов, объектов с выразительным художественным стилем. Ограничено и число покупателей недвижимости, так как последняя, в силу перечисленных потребительских свойств, имеет высокую цену.

Низкие трансакционные издержки.Издержки, которые несут покупатели и продавцы недвижимости по заключению сделок называются, по предложению Р. Коуза, трансакционными издержками. Необходимость привлечения профессиональных консультантов, достаточно высокие комиссионные и существенные налоги и сборы в сумме составляют достаточно высокий процент по отношению к сумме сделки.

Индивидуальные, а иногда и уникальные свойства объектов недвижимости в условиях ее стационарности приводят к высоким издержкам как времени, так и денег на поиск нужного объекта недвижимости для покупателя, более длительным периодом времени реализации для продавцов и более длительной реализацией по сравнению с другими товарами на рынке. Экономия на трансакционных издержках для покупателя может обернуться завышением цены покупки, дополнительным затратами на ремонт, модернизацию объектов недвижимости, отсутствием юридической чистоты оформленной сделки.

Таким образом, из краткого рассмотрения характеристик рынка недвижимости можно сделать вывод об их существенном несоответствии критериям совершенного рынка. В силу объективных обстоятельств, посредством только ценового механизма нельзя решить задачу оптимального распределения недвижимости, как ресурса общества. Цены на рынке недвижимости более стабильны и практически не реагируют на краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому наиболее общим явлением сегодня является смешанный подход к проблеме эффективного распределения ресурсов, когда абсолютное большинство решений в области рыночной экономики, как правило, принимаются на теоретической основе ценового механизма, а некоторые решения принимаются в централизованном порядке.

Рынок недвижимости как интегрированная категория рынка.

Наиболее распространенная точка зрения — рынок недвижимости характеризуется как одна из разновидностей инвестиционного рынка и выделяет несколько общих идентификационных признаков, подтверждающих наличие их структурной зависимости:

— совокупность инвесторов-покупателей и инвесторов-продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена между ними;

— возможность использования инструментов согласования интересов продавцов и покупателей;

— наличие экономических отношений между продавцами и покупателями;

— проявление экономических отношений между стоимостью и потребительской стоимостью товаров, обращающихся на этом рынке;

— наличие совокупности потребителей, заинтересованных в приобретении данного товара и обдающих реальными или потенциальными возможностями для такого приобретения.

— получение дохода от объекта инвестирования;

— необходимость в управлении для получения дохода. Однакорынок недвижимости имеет и свои особенности.

Необходимость высокого «порогового» уровня инвестиций. Недвижимость довольно затруднительно приобрести именно в таком количестве, в котором хотелось бы инвестору. Для этого необходимы значительные и вполне определенные по масштабам средства, что, с одной стороны, может потребовать уменьшения иных активов, с другой — у инвестора может просто не оказаться достаточных средств.

Необходимость в управлении. Недвижимость в отличие от иных активов в большей степени нуждается в управлении для получения дохода.

Неоднородность недвижимости. Данный фактор определяет существенную дифференциацию в доходах между различными объектами недвижимости одного типа в пределах даже одной местности.

Защищенность доходов от инфляции. Недвижимость в большей степени, чем финансовые активы защищена от инфляции. Через арендную плату или цену инфляция переносится в доход, так что доход растет вместе с инфляцией.

Высокие трансакционные издержки. Сделки с недвижимостью требуют высоких трансакционных (операционных) издержек. Для коммерческой недвижимости эти издержки составляют примерно 1% от цены объекта, для жилой они существенно выше и могут достигать до 10% от цены.

Низкая корреляция доходов от недвижимости с доходами от финансовых активов. Относительная независимость доходов от недвижимости по сравнению с доходами от финансовых активов делает недвижимость своего рода арбитром для портфелей финансовых активов.

Особенности ценообразования. Цены на фондовом рынке являются прямым следствием последних сделок с ценными бумагами, прежде всего, корпоративными. Ценообразование на рынке недвижимости — результат последней продажи и переговоров между участниками совершающейся сделки. Отсюда — ценообразование на рынке ценных бумаг более динамично, чем на рынке недвижимости, а колебания цен более часты.

Сохранность инвестируемых средств. Недвижимость предоставляет инвестору больше гарантий сохранности инвестированных средств. Земля — неуничтожима (если не учитывать возможного ухудшения ее качеств). Здания и сооружения — долговечные конструкции, но обеспечение сохранности недвижимости может требовать дополнительных усилий (например, страхования).

Обладая рядом отличительных особенностей по сравнению с другими финансовыми активами, недвижимость может рассматриваться и как часть общего инвестиционного портфеля, позволяя снизить общий риск, и как самостоятельный актив.

В то же время недвижимость может приобретаться и как товар, необходимый для производства или для личного потребления.

Таким образом, рынок недвижимости можно охарактеризовать как сферу вложения капитала в объекты недвижимости и систему экономических отношений, возникающих при операциях с недвижимостью. Такие отношения проявляются между инвесторами в процессе купли-продажи недвижимости, ипотеки, сдачи объектов недвижимости в аренду и т.д.

Купля-продажа объектов недвижимости — это не просто купля-продажа товара, а движение капитала, т.е. стоимости, приносящей доход.

Другой подход акцентирует внимание на объектах недвижимости как товарах особого рода.

Объекты недвижимости в большей степени, чем какие-либо другие товары, подвергаются государственному воздействию, в результате чего риск потери вложений в данные объекты может быть выше, чем в другие товары.

Товар на рынке недвижимости — это участок земли с принадлежащими ему природными ресурсами (почвой, водными, минеральными и растительными ресурсами), а также находящимися на нем зданиями и сооружениями. Кроме того, существует, так называемая, неотъемлемая часть недвижимости: объекты в ее составе, которые при определенных условиях могут толковаться как «движимые». Это имеет важное значение при сделках купли-продажи, при оформлении закладных, в описании условий аренды и при оценке объектов недвижимости.

Сущность недвижимости как товара триедина:

физическое содержание объекта недвижимости (физические характеристики, описывающие площадь, объем, материалы конструкций, мощность инженерных систем и т.п.);

юридические характеристики (в рыночном обороте участвуют права на объект недвижимости, а не сам объект);

экономические характеристики, дающие представления о стоимости объекта (рыночной, восстановительной, замещения и т.п.);

затратах на его содержание (текущий и капитальный ремонт, вода, газ, электричество и т.д.); и доходности (аренда и косвенные доходы, повышение стоимости и т.д.).

В соответствии с этим любой из объектов недвижимости в процессе существования проходит несколько этапов. А именно:

1. Создание — инвестиционно-строительный этап развития объектов недвижимости (инвестиционный замысел, определение назначения объекта недвижимости, его проектирование, землеот-вод, строительство (реконструкция), сдача в эксплуатацию. Этот этап наиболее сложен, ибо он состоит из многочисленных составляющих.

2. Оборот прав на ранее созданную недвижимость, включающий продажу, сдачу в аренду и т.д.. На этом этапе происходит возврат вложенных инвестиций в предыдущем цикле и начало получения прибыли, а также морального и физического износа.

3. Управление объектами недвижимости — эксплуатация, ремонт, поддержание в системе городских инфраструктур и коммунального хозяйства. Этот этап наиболее продолжителен и ограничивается целесообразностью эксплуатации объекта недвижимости и размером затрат на устранение физического и морального износа.

К специфическим характеристикам недвижимости как товара, обращающегося на данном рынке, относится, в первую очередь, его стационарность (неподвижность). Объекты недвижимости неотделимы от местности, в которой они находятся, и покупатель недвижимости приобретает с ней весь спектр характеристик местности.

Неповторимость, уникальность, разнородность образуют еще одну группу признаков недвижимости. Объекты могут отличаться по размерам и планировке, качеству и системам коммунального обслуживания (водопровод, канализация, отопление, кондиционирование, лифты и т.д.) конструктивным элементам и отделке.

Еще одна характерная черта недвижимости — это долговечность, которая выше, чем у других товаров. Долговечность накладывает на собственника объекта недвижимости обязанности по проведению ремонтов (капитальных и косметических) и контролю темпов физического износа.

Объекты недвижимости характеризуются еще и длительностью создания. Средняя продолжительность цикла строительства или реконструкции составляет 3 — 3,5 года.

Недвижимости как товару присуще несовпадение характеристик товаров (асимметрия представлений о товаре) — объектов недвижимости с точки зрения производителя и потребителя. С позиций потребителя, в частности, в качестве товара, удовлетворяющего потребность в жилье, в большинстве случаев рассматриваются квартира или часть жилого дома, а с позиций строительной организации производимым товаром является законченный многоквартирный или секционный дом.

Недвижимость — дорогой товар и для его приобретения часто используются сложные финансовые схемы, включающие залог или зачет стоимости прежнего объекта недвижимости, различные виды ипотек и др. Права владения, пользования и распоряжения недвижимостью отличны от прав владения другими товарами и являются предметами сделки. Из-за сложности процедуры передачи прав на объекты недвижимости устанавливается низкий уровень ее ликвидности как товара, т.е. ее нельзя быстро реализовать.

Особые характеристики недвижимости формируют широкий спектр информации, необходимой для представления этого товара на рынке. К общим вопросам, связанным с принятием инвестиционного решения и требующим анализа можно отнести:

текущие и ретроспективные характеристики рынка недвижимости;

параметры регионального и местного рынков недвижимости и пр.

Исследование рынка недвижимости необходимо проводить для определения соотношения между спросом и предложением на конкретный вид товара в конкретный момент времени. Низкое качество аналитической работы может привести к кризисам на рынке недвижимости.

Наличие характерных черт, присущих товарному рынку, не исключает взаимосвязи между рынком недвижимости и рынком инвестиций. Они существуют как отдельные, самостоятельно функционирующие элементы единого рынка страны.

Существует еще один подход к изучению социально-экономической сущности рынка недвижимости, который увязывает этот рынок с рынком услуг. Назначением рынка услуг, как известно, является создание условий для жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека во всей многогранности их свойств и проявлений.

Любые объекты недвижимости предназначены для обслуживания вполне конкретных процессов:

рынок жилья — для обеспечения жилищных нужд;

рынок промышленных объектов — для реализации производственно-технологических процессов;

рынок земельных участков — для обеспечения сельскохозяйственного производства, промышленно-гражданского строительства, рекреационных нужд.

Рынок недвижимости предназначен для оказания определенных специфических услуг и по своей социально-экономической природе близок к понятию рынка услуг.

Однако не совсем правильно утверждать, что рынок недвижимости — это составной элемент единого рынка услуг.

Услуга, как товар особого рода, обладает рядом отличительных черт:

-неотделимостью от производителя;

При этом услуга может быть связана или не связана с товарами, имеющими материально-пространственную форму выражения, но и в том и в другом случае она полезна не как вещь, а как определеннаядеятельность.

Очевидно, что услуги, предоставляемые объектами недвижимости, не обладают всей совокупностью черт, присущих приведенному выше способу идентификации.

В частности, они могут осуществляться и при отчуждении непосредственного производителя объекта, имеют возможность сохранятся и имеют осязаемый характер.

Объект недвижимости полезен не сам по себе, а как совокупность возможностей для реализации деятельного процесса и его обслуживания.

Это обстоятельство позволяет характеризовать рынок недвижимости как одну из разновидностей рынка услуг, но разновидность весьма специфичную, требующую для своего изучения взвешенного подхода, объединяющего принципы системного и индивидуального исследования.

С экономико-философской точки зрения рынок недвижимости

это инфраструктурная категория, связанная с созданием условий, необходимых для осуществления производственной, коммерческой, социальной, экологической и иной деятельности.

Обобщая понятийно-терминологические подходы, можно сделать следующие выводы. Социально-экономическая природа рынка недвижимости достаточно сложна и ввиду отсутствия весомых теоретических оснований для его однозначной идентификации рассматривать рынок необходимо во взаимосвязи с рынками товаров, инвестиций и услуг.

Рынок недвижимости — интегрированная категория и предполагает наличие характерных черт, присущих рынкам товаров, инвестиций и услуг (рис. 5).

Такая трактовка не противоречит узконаправленному пониманию рынка, подразумевающему экономическую функцию сведения вместе покупателей и продавцов.

Рис. 5 Рынок недвижимости и его связь с другими рынками

Развитие рынка недвижимости напрямую зависит от принятия инвестиционных решений, базирующихся на его исследовании и анализе. От того, насколько профессионально выполнен этот анализ, зависит достоверность бизнес-планов, на основании которых принимаются инвестиционные решения.

| следующая лекция ==>
Показатели использования недвижимости как составной части основных фондов предприятия | Функции рынка недвижимости

Дата добавления: 2020-01-07 ; Просмотров: 2708 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Забрать бонус за открытие торгового счета можно здесь:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Практика торговли бинарными опционами для начинающих
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: